Как вы все прекрасно знаете, существует огромное количество типологий, которые описывают те или иные качества человека. В данной статье мы коснёмся психологического направления в типологиях и всего, что находится около этого и посмотрим, как это работает на практике.
На данный момент существует более 1000 различных типологий, психологических, духовных, эзотерических и прочих. Все они описывают какую-то часть человека. Одни типологии описывают стабильные и легко проверяемые параметры, другие динамические, которые меняются по определённой предполагаемой закономерности, третьи идут ещё проще, есть дата и место рождения и про тебя уже всё ясно.
Но сейчас стали популярны и такие виды типологий, где все параметры очень подвижны, жёстких критериев нет, каждый может иметь свою точку зрения и интерпретировать как он считает правильно. Это с одной стороны позволяет играться в такие типологии до бесконечности, что-то добавляя, пересматривая, включая новые связи и открывая дополнительные признаки, таким образом занимаясь «ментальной гимнастикой».
А с другой стороны уводит человека от решения актуальных для него проблем, которые существуют в реальном мире в не зависимости от того, к какому типу он себя относит.
Я много лет посвятил изучению данного вопроса и на практике заметил некоторые особенности, которые заставят любого рефлексирующего человека задуматься.
Тут стоит пояснить, что под рефлексирующим человеком подразумевается такой, который думает над тем, как он думает, рассматривает вопросы своего существования, задаётся сложными философскими вопросами относительно своего места в мире, а также анализирует свой способ восприятия реальности и ставит перед собой цель избавиться от искажений восприятия и достичь максимальной объективности. К сожалению, под такие параметры подходит совсем не большой процент людей. Но, они есть, и статья для них.
И прежде чем углубиться в особенности, которые я заметил, стоит упомянуть про тот мотив, который приводит людей к типологиям.
Так вот этим мотивом является — желание познать себя.
Эта фундаментальная и заложенная в самые глубины человеческого существа мотивация, которая постоянно толкает человека на поиски ответа.
Поэтому желание познания себя через типологии вполне естественно т.к. если есть такой инструмент, то почему бы им не воспользоваться?
И тут мы подходим к тем самым особенностям.
1. Есть одна очень существенная загвоздка, сколько бы вы типологий не изучили, надо понимать, что они рассматривают лишь часть человека, а не всего как целое. Это равносильно изучению цветка под микроскопом через рассматривание листьев, среза со стебля, частей корня. Да, вы увидите некоторые клетки и органеллы, но представлений о целом у вас от этого не добавится.
2. Следующий вопрос, который назревает у человека, не вовлечённого в типологические эксперименты, это вопрос про достаточность или количество необходимых знаний, чтобы успокоиться и сказать что теперь всё. 5 типологий или 50 или 500, сколько надо изучить, чтобы понять себя? На этот вопрос ответа нет.
Я могу лишь поделиться своими наблюдениями и сказать, что типологии не дадут вам ответов на самые важные и глубокие вопросы жизни т.к. их область применения в основном сугубо интеллектуальная.
А наша жизнь — это не только интеллект, это ещё и душа, и совесть, и дружба, и семья, и много чего ещё.
Поэтому сводить самого человека, всё многообразие его жизни и взаимодействия между людьми только к неким типам — это ОЧЕНЬ серьёзное упрощение, и за этим упрощением будут упущены из вида очень важные элементы.
3. Также, неоднократно замечен в применении на практике типологий, такой фактор как бессознательная подстройка человека под желаемый результат. Почему бессознательная, потому что сам человек не отдаёт себе отчёта т.е. не рефлексирует подстройку, которая возникает при определении себя в тот или иной тип. Можно прочитать описания типа от разных авторов и найти то, которое тебе больше нравится, можно определить свой тип по разным методикам и снова остановиться на том, что тебе ближе.
Зачастую доходит до такого, что человек, погружённый в смысловое поле типологии воспринимает чуть ли не весь мир и всех людей через эту призму и уже не может по собственному желанию перестать общаться с человеком видя в нём именно типологические черты и игнорируя всё остальное, даже понимая это.
Но самое яркое впечатление от работы бессознательной подстройки возникает тогда, когда человек общается с тобой какое-то время и всё у вас нормально, каждый соблюдает нормы приличия и идёт диалог, и он не знает никакой типологической информации о тебе. Но как только вы ему такую информацию о себе даёте, его поведение меняется в ту же секунду, он начинает отыгрывать уже другой заготовленный шаблон поведения и зачастую общение дальше продолжать становиться невозможным т.к. человек ведёт себя не адекватно.
4. Ещё одна из крайностей, которая часто встречается — это выдача желаемого за действительное. Когда человек определив некоторые твой качества делает вывод о тебе как личности. Насколько ты надёжный, воспитанный, образованный, каков твой жизненный опыт и так далее.
Говорить о том, что это просто фантазии на тему вас — это просто ничего не сказать т.к. такой информацией он не сможет обладать определив некоторые ваши качества за короткий срок. Сюда же можно добавить момент вашей подстройки под собеседника.
К примеру, вы хотите произвести на него хорошее впечатление и ведёте себя немного иначе, чем обычно. Это также будет довольно сильно путать вашего собеседника + ваше психологическое состояние + физическое (усталость, стресс, сонливость и т.д.) + социальные факторы (сложности на работе, в семье, с финансами и т.д.) — это всё накладывается и очень сильно искажает картину реального вас.
Все эти 4 параметра несомненно уводят человека в сторону от изначального порыва к познанию себя. И тут стоит задуматься над тем, а готовы ли вы тратить своё время на очень сложную и долгую комбинаторику, задача которой не раскрыть вас и помочь найти настоящего себя, а просто в том, чтобы всё сошлось и соответствовала неким теоретическим представлениям.
А если у вас всё же стоит задача самопознания, то стоит начать задавать правильные вопросы. К примеру вопрос о том, кто такой «реальный Я».
Тот Я, которое есть под всеми внешними наслоениями. Часто под этим Я подразумевается некий образ идеального себЯ, который мы внутри себя создали. Этот образ с возрастом может очень сильно меняться и тогда тот Я, которым вы были раньше уже не тот, который вы сейчас.
Как-то странно не правда ли?
Соответственно у нас встаёт вопрос о том реальном Я, которое не меняется, которое есть у нас с детства и как его найти.
И вот мы подходим к тому месту в саморазвитии, где типологии уже не работают в плюс, а лишь водят кругами, давая всё новые и новые объяснения, конца и края которым не видно.
Что же делать, спросит человек, дошедший до этого уровня познания себя?
Типологии остались позади, они свою функцию выполнили, границы их применимости вы осознали и надо идти дальше.
А дальше мы сталкиваемся с необходимость реальной работы над собой.
Под реальной работой подразумевается нахождение комплексов, ограничений, страхов, зажимов, фобий, обид, чувства вины, чувства собственной важности, жалости к себе и прочих подобных установок, которые потребляют огромное количество ресурсов нашей психики на своё поддержание, несмотря на то, что бОльшая часть из них находится в подсознании.
И в чём же заключается работа, спросите вы?
Работа с подобного рода «психологическим мусором» состоит из нескольких этапов. 1 этап — обнаружение комплекса, блока, проблемы. Здесь вы вспоминаете ситуацию во всех деталях. 2 этап — отслеживание своей реакции на этот блок. Какие мысли в голове, что на чувственном фоне, как реагирует физическое тело? 3 этап — разбитие блока на плюсы и минусы. Каждый блок несёт в себе информацию о том, что он вам даёт хорошего и от чего он вас спасает. 4 этап — подробный разбор и анализ всех плюсов и минусов и выход на реальное воспоминание т.к. почти всегда в памяти у нас остаются искажённые воспоминания о ситуации и нужно добраться до настоящих. 5 этап — осознания реального эффекта от данного блока и отказ от него. Здесь идёт мощное расслабление и прибавка энергии.
Данная работа, проведённая по тем направлениям, которые для вас являются волнующими, позволит приблизится к тому самому Реальному Я и стать более целостной личностью, которая свободно использует как свои интеллектуальные способности, так и эмоциональные и волевые.
Пока психика содержит большое количество блоков и комплексов, говорить о хорошей и радостной жизни не приходится. Всё энергия уходит в поддержание разного мусора, вместо того, чтобы питать вас и заряжать на большие свершения и давать мощные творческий импульс.
В завершении хочу заметить, что увлекаться типологиями можно очень долго и до полного самозабвения, однако рано или поздно вы осознаете, что они не помогают вам выйти из порочного круга, созданного «психологическим мусором», а только помогают его классифицировать, раскладывать по новым полочкам и искать похожих на вас людей, с такими же комплексами.
Реальный выход находится не в направлении классификации, а в направлении рефлексии своих внутренних переживаний, в нахождении «багов» в вашем «программном обеспечении» и устранении их, в «дефрагментации диска» и «очистке реестра». Все эти операции и функции находятся в совершенно другой области знаний о человеке, а именно в практической психологии.
Поэтому, если вы готовы познакомиться с собой настоящим, если вы готовы меняться и расти, если готовы становиться лучше, отталкиваясь от того что есть сейчас и подниматься вверх всё выше и выше, то этот момент самый подходящий чтобы начать это делать.
Вы гораздо более интересные, многогранные и необычные, чем вы даже сами о себе думаете. Начните меняться уже сегодня, постепенно, шаг за шагом и уже через несколько дней, вы заметите первые положительные эффекты. И это лишь начало большого и очень увлекательного пути, пути самопознания на котором вас жду удивительные открытия.