О разнице между медитацией и молитвой

На первый взгляд непосвящённому неофиту может показаться, что разницы между этими двумя практиками практически нет.
И та и другая подразумевает некое концентрирование внимание на чём-то, что в итоге тебя успокаивает и даёт хороший эффект, но не всё так просто.

Между медитацией и молитвой есть ряд отличий, которые довольно существенны. Но, прежде чем описать данные отличия, необходимо сделать пояснение, что как медитаций так и молитв существует огромное множество.
Медитации бывают с концентрацией на теле, дыхании, чистом свете, неких образах, портретах гуру и неких божеств, динамические и так далее.
В свою очередь и молитвы бывают православные, католические, исламские, иудейские и далее по списку.

Поначалу может показаться, что они все похожи, ну молитва и молитва, ну медитация и медитация, но разница внутри каждой из этих групп тоже довольно большая.

У меня не стоит задачи делать обзор на все виды, проводить классификацию и так далее, обо всём этом можно найти массу информации в сети, т.к. есть масса людей, которым интересна данная тема именно в таком разрезе.
Мне же интересна данная тема в практическом ключе, а точнее в ключе концептуальном (сущностном), с опорой на мой личный опыт.

Давайте для начало опишем некоторую сферическую медитацию в вакууме, некую обобщённую медитация.

Медитация — это успокоение ума, остановка внутреннего диалога, способ переключения мозга в другой режим работы, позволяющий человеку отдохнуть, отключиться от реальности, потушить негативные мысли и эмоции, которые являются источником страданий или другого дискомфорта.
Медитация выступает в этом смысле как инструмент саморегуляции, который доступен каждому, кто потратит некоторое время на её освоение.
Медитация с точки зрения направленности внимания показывает чёткое направление внутрь себя, на свои ощущения, на образы, на мысли и т.д.
Сам сел, сам настроился, сам выполнил некую технику, сам получил результат.

Молитва же — это элемент обращения к Богу, т.е. ваше внимание направляется куда-то вовне вас. Это одно из отличий, которое сразу бросается в глаза.
Вы не погружаетесь в себя, вы не расслабляетесь, а наоборот, напрягаетесь, т.к. молитва требует довольно сильного сосредоточения внимания и повышенной бдительности, иначе вы просто не сможете её выполнить. С другой стороны вы не тормозите свои мысли, вы не отключаете присутствующие у вас эмоции, вы не визуализируете и не представляете ничего. Визуализации и различные образы являются неверным выполнением данной практики.

Таким образом мы видим, что направление внимание отличное, акцент медитации на расслабление, а в молитве на усилие, образы и визуализация приветствуются, либо считаются неправильными (в случае молитвы), обращение в медитации идёт к себе, в молитве же к Богу.

Если посмотреть на тему субъект-объектных отношений, то здесь мы видим, что в медитации есть только ты, как субъект, и есть некий объект, на котором ты сосредотачиваешься (дыхание, свет, образ и т.д.).
В молитве же идёт взаимодействие субъект-субъектное, ты не общаешься сам с собой, ты общаешься с Богом, либо с тем, к кому ты с молитвой обращаешься (святые, ангелы и т.д.).

Касаемо эффектов, то здесь всё довольно интересно.
И медитация, и молитва приводят к довольно сильным изменениям в работе нашего мозга, активизируются различные области мозга, которые в обычном состоянии бодрствования либо не активны, либо мало активны.
(есть масса исследований на этот счёт, если интересно — можно погуглить).

Касаемо субъективного изменения состояния, то здесь всё работает в обоих случаях. И медитация, и молитва помогают привести себя в порядок, однако действующий агент у них с одной стороны общий (изменение работы мозга и как следствие определённое расслабление в психике), а с другой стороны отличный. Отличие опять же в том, кто и что с тобой делает.
Либо ты сам что-то в себе меняешь, либо ты просишь наверх, и тогда меняют тебя. Разница в таком случае довольно существенная.

Как показывает моя личная практика, то, что ты можешь в себе поменять сам, это лишь мизер от того, что в тебе могут поменять высшие силы, если ты их об этом попросишь.

Стоит сразу же сделать пояснение в отношении того, что и в некоторых видах медитаций есть элементы обращения к неким силам, однако стоит понимать, что входя в область духовных знаний, мы сталкиваемся с не совсем привычными для обывателя вещами. А именно с тем, что наряду со светлыми силами, если и тёмные. Ровно как есть добрые люди, а есть злые.

Если мы попробуем углубиться в данную тему, то мы столкнёмся с тем, что, к примеру, в буддизме — нет никакого Бога и, соответственно, не может быть и общения с ним. Однако это концепция буддизма и ряда других течений.
В христианстве, и в частности православии, на тему общения с Богом через молитву написано огромное количество трудов и все они акцентируют внимание на том, что это именно живое общение с Богом, как субъектом.

Соответственно у людей практикующих молитву в какой-то момент происходит эта встреча, встреча с Богом, и это составляет тот самый религиозный опыт, который есть не что иное, как непосредственный опыт соприкосновения с чем-то запредельным и живым, т.е. обладающим своим сознанием.

Однако стоит заметить, что и до этого опыта, у человека практикующего молитву появляется и другой опыт, более простой и опосредованный, в виде ощущения тепла, умиротворения, радости, либо неких ответов, в виде конкретных событий в жизни или интересных цепочек синхронизмов.

Таким образом результат твоей молитвы целиком и полностью зависит от той стороны, к которой ты обращаешься. Тебе могут дать, то, что ты просишь, а могут и не дать. Могут помочь, а могут наоборот, ткнуть носом в неправомерность твоих запросов. Всё как и при общении с другим человеком, ты не можешь заранее сказать, какова будет его реакция на твои прошения.

Стоит также заметить, что основной целью всех медитаций является достижения некоего состояния, где-то покоя, где-то полной остановки внутреннего диалога, а где-то полного бесстрастия и самодостаточности.
В противоположность медитации задача молитвы — это живое общение с Богом, а не обретение или выход в некие состояния. Пусть это будут нирваны, самадхи, мокши, просветления, бесстрастие и прочее, всё это с точки зрения молитвы не туда, т.к. туда — это только к Богу.

На пути к различным экстальтическим состояниям любителей медитации могут поджидать и свои опасности, как и у практикующих молитвы.
Опасности связаны с тем, что помимо светлых сил, которые могут оказывать воздействие на человека, есть и тёмные.
Об этом написано много книг, про различные искушения, про различные «подарки» от невидимых друзей в виде необычных способностей и прочего, что в православии называется «прелестью».
Поэтому надо быть очень осторожными и бдительными, когда вы начинаете подобного рода практики, т.к. входя на территорию таких феноменов, нужно чётко понимать, кто здесь обитает, каковы правила игры, что можно делать, а что нельзя.

Завершая данную статью могу сказать, что мой личный опыт был вначале связан с медитациями различного толка, т.к., как и большинство людей, меня не обошли стороной различные увлекательные учения Востока, но в итоге я пришёл к молитве, как более правильному и гораздо более глубокому опыту, который кардинальным образом отличается от медитации, даёт принципиально другие эффекты и меняет так, как я даже не мог себе и представить.

Медитация — это инструмент психической саморегуляции, если не лезть особо далеко, где твоей регуляцией может начать заниматься не только ты.
А молитва — это инструмент регуляции тебя Богом, который явно знает лучше, что тебе надо, для того, чтобы стать по настоящему счастливым и светлым человеком.

P.S. Я специально не стал углубляться в темы проверки опытов на реальность, проверки адекватности увиденного и прочувствованного, в тему реальности/не реальности духовного мира, в тему доказательной базы того или иного моего заявления, в тему объективизации при наличии противоречивых опытов и многие другие темы, т.к. если я начну отвечать и на эти вопросы, то это уже будет не статья, а целая книга.
Также я опустил некоторые темы, объяснение которых, с моей точки зрения, в формат статьи не укладывается совсем.


P.P.S. Практиками самопознания я занимаюсь с 2004 года и за это время я успел побывать в самых разных системах, школах, течения, пережить всякие необычные и далёкие опыты, которые нельзя отнести к чему-то бытовому и легко объяснимому, поэтому я прекрасно понимаю, что многое из написанного мной выше может показаться довольно странным, однако свою голову другому не пришьёшь, у каждого свой опыт, я делюсь с вами своим.

13 апреля 2019г.
Автор: Александр Попов (когнитивный психолог)
Центр когнитивной психологии. Проект «Негэнтропия»
https://www.facebook.com/negentropypro
https://vk.com/negentropy
https://www.youtube.com/c/negentropy
https://t.me/negentropy
https://ok.ru/negentropy
https://www.instagram.com/popov_ng
https://twitter.com/popov_ng
https://zen.yandex.ru/id/5c7ad532ef8aae00b5afd2be
Made on
Tilda