Часто ли мы задумываемся над тем, как принимаем решения? Чем мы руководствуемся в этот момент? Начиная от простого вопроса, что купить в магазине, и заканчивая дилеммами в стиле «быть вместе или расстаться», «верить-не верить», «хорошо это или плохо».
В момент выбора почему-то внутри возникает напряжение и, наверно, поэтому мы часто стараемся увильнуть от окончательного и бесповоротного выбора в ту или иную сторону, либо перенести этот выбор на другого. Так легче… Наверно…
Эксперты, в результате практических исследований, показали, что при наличии избыточного выбора мозг отказывается делать выбор, поскольку «решает», что затраченные силы превышают пользу от этого процесса.
Наши решения в большинстве своем иррациональны, они потом, конечно же, логически обьясняются, раскладываются по полочкам, оправдываются, мол: «я так сделал(-а) потому что…» и начинается философия. Но мы часто не осознаем тот момент и тот изначальный импульс, который нас сподвиг повернуть внимание в ту, а не в другую сторону. Ассоциация с чем-то приятным, воспоминание из прошлого, что-то родное и знакомое вызывает в нас внутренний отклик, и мы уже как мышонок на запах сыра «летим» в этом направлении.
Почему одним источникам информации мы доверяем, а другим нет? Вроде все логично и понятно: проверенные источники, которые себя оправдали, или те, которым доверяет большинство людей обязательно ДОЛЖНЫ быть правдоподобными. Ключевое слово «должны», в теории, как бы уменьшается риск ошибки при этом. Но, увы, это не всегда так.
Казалось бы, восточные практики уже давно нашли решение этой проблеме: нужно успокоить свой двойственный ум и выйти за рамки понятий хорошо-плохо/ черное-белое. Из плоскости в обьем. «Доверься своему внутреннему голосу» - можно услышать такую рекомендацию. А чем же руководствуется этот внутренний голос? Ответ достаточно прост и банален: он говорит ровно то, что охватывает наш нынешний уровень развития. А если этого уровня и компетенции не хватит в сложившейся ситуации? Зачастую ведь так бывает, поскольку жизнь не стоит на месте и ситуации складываются все более мудрено, так, чтобы мы развивались. И тут на этой почве возникает красивая сказка под названием «сверх-Я». Убеждение в том, что где-то есть это богоприближенное «Я», которое знает, как правильно и как надо, что было есть и будет.
Если брать направление вовне, начинают создаваться внешние кумиры: просветленные мастера, «эксперты» или бестелесные существа, Вселенная или Разум, которым человек начинает поклонятся, образно говоря. Раз мастер сказал – ему виднее, раз Я внутри шепнуло – это именно так и никак по-другому. И мы начинаем строить свою жизнь в соответствии либо с внешне руководимым наставничеством, либо с внутренней убежденностью в своей правоте. Создаются 2 кумира: внешний авторитет и внутреннее эго, между которыми идет неистовая борьба.
Настает момент выбора, и мы начинаем опираться либо на одного, либо на другого кумира, так, чтобы гарантии были, чтобы если выбрали, то без права на ошибку. Медитация нам обещает выход из двойственности? Оказывается, нет, она погружает нас в глубины собственного сознания, действуя как обезбаливающая таблетка, снимая симптомы беспокойства, но не ее причины. Мы отдаемся во власть внутреннего кумира под названием «сверх-я».
«Много» лет медитаций привело к просветлению и потребовалось для того, чтобы сделать вывод о том, что человека не существует, и других людей не существует, а все вокруг — это всего лишь сон в сознании Творца, иллюзия…
Тогда остается полагаться на внешние авторитеты? Они ведь наверняка поддаются проверке, признаны множеством людей (что, опять же, снимает груз ответственности). Есть живой пример: я говорю знакомой, что мне интересна психология, а она мне в ответ: «ты не подскажешь, как воспитать своего старшего сына, он просто неуправляем?». У меня возникло небольшое замешательство: «у меня нету детей, как я могу вам, человеку старше на 10 лет, советовать, как нужно воспитать собственного ребенка?». Так легче…
Наверняка большинство из вас слышали о передовой методике воспитания по Монтессори. Любопытным является то, что г-жа Монтессори разработала педагогическую методологию на детях с нервными болезнями и умственной отсталостью, а эффективность методики, которая так позитивно рекламируется в наше время, до сих пор ставится под сомнение.
Если посмотреть на биографию авторов книг-бестселлеров по воспитанию, психологии отношений и т.п., окажется, что в большинстве своем у этих авторов нету реального опыта того, что они описывают. Человек, которые состоит уже в 4-м браке, описывает, как нужно строить отношения; женщина, имеющая 5 кошек и ни одного ребенка, не занимаясь общественной деятельностью, связанной с детьми, описывает в деталях, как нужно строить воспитание ребенка. Человек создает красивую картинку и все этому верят, потому что все выглядит целостно, логично, слаженно. А факты уже под это красиво подтягиваются (ведь главное, чтобы все было логично ;) Создается ложный внешний образ без внутреннего наполнения.
А король то голый !..
Мир поклоняется авторитетам, моде и тенденциям. Даже то, что мы считаем внутренними персональными убеждениями, зачастую, навеяны внешними незыблемыми кумирами. Стоит отметить, что это далеко не всегда приводит к хорошему исходу. Никто не отменял внешнюю идеологию, которую внедряют в сознание людей через моду, массовую культуру и актуальные исследования, переворачивающее представления человечества. Другой момент, что в противовес внешнему мнимому обьединению общими идеями, идет внутренне отделение каждого человека от мира, акцентируя внимание на его внутренний «богатый» и несравнимый мир, на полноценность и целостность личности, которая может обойтись без кого-либо. «В тебе целый мир», ты внутри – Бог», - следуя этим «заповедям», человек замыкается на себе, изолируется от внешних раздражителей и впадает в аморфное безразличное состояние, где что день/что ночь – без разницы. А смысл, если нету добра и зла? Смысл бороться, что-то делать, что-то менять, если внутри ты уже бог?
В таких моментах вспоминаются слова Морфеуса из Матрицы: «какую таблетку выбираешь: красную или синюю?».
Живя в иллюзии самомнения, спокойствия и равнодушия, не стоит забывать о том, что жизнь со своими взлетами и падениями развивает нас. Нам свойственно угадывать и ошибаться, взлетать и падать, страдать и радоваться. Побитое колено нас часто учит намного большему, чем золотая медаль на груди. В этом красота и непредсказуемость жизни, в этом свобода человеческого выбора и для такого выбора нам не нужны кумиры. Стоит ли в таком случае усыплять свою бдительность, поддаваясь на сладкую ложь, маскируя горькую правду и заодно такую разноцветную реальность?