Написать Telegram
VK
WhatsApp

Игры искажённой психики:
как выглядит помощь изнутри.

P.S. А что, тебе сложно помочь?

На самом деле, у каждого из нас бывают периоды уныния и депрессии, которые навевают нам не самые приятные воспоминания, а в добавку ещё приносят скверное состояние, безразличие и другие «прелести» потери смысла.

Можно ходить целыми днями, оглядываясь вокруг и сокрушаясь серостью этого мира, отсутствием радости, красок, не замечая людей, ничем не увлекаясь и, собственно, оплакивая «бесцельно прожитые годы». Но вот парадокс, просыпаешься на следующий день, и солнышко уже согревает улыбкой, из ниоткуда появляются силы, такой внутренний огонёк радости, интереса, вдохновения, а то, что вчера было причиной для страданий, сегодня кажется лишь маленьким и невзрачным недоразумением. И часто нас бросает в такие качели, то вверх ярко поднимая, то вниз безжалостно опуская. Но это уже философия…

Здесь хотелось бы рассмотреть более конкретный случай, когда человек застревает в депрессии, в этой серости жизни, но, что самое интересное, даже не хочет оттуда вылезать. Он говорит: «Пожалей меня, тяжко мне, не могу, не справляюсь», а когда предлагаешь ему реальную помощь, он говорит: «Да нет, ты ещё за меня это сделай». Я-то сделаю, мне несложно, а ты как? Поможет ли такое разжевывание за тебя и ничегонеделание? «Ну я же никого не заставляю, не хочешь – не делай. Но ты же мне всё-таки поможешь?»…

ЛЕНЬ
Что происходит в этот момент, чего добивается несчастный? Почему он не хочет вылезать из плохого состояния? Что его там удерживает? А ответ достаточно банально прозвучит: он снимает с себя ответственность. Ответственность за себя, за свою жизнь, за свои решения… И кроме того, появится человек, на которого можно будет перенести вину, если что пойдет не так. «Да неужели!» — может кто-то усомниться. Увы, именно так.

Как маленький ребенок выпрашивает, а иногда и требует у родителей то, что он хочет, так и уже взрослый человек начинает это требовать от окружения. «Дайте мне то, сделайте то, а это не так, как должно быть, потому что это не по-моему…», и так до бесконечности. И когда эти уже взрослые хотелки раздуваются в огромный мыльный пузырь, то он лопается, а «детский мир» разрушается и трещит по швам. Наступают серые будни.

«Да как это так? За что меня наказали? Да разве я такого заслуживаю? Я же всё делал как нужно, старался». А вопрос: для кого старался? И делал как нужно было тебе, из твоих соображений, или хоть немножко считался с окружающим тебя миром? «А разве то, что нужно мне, не нужно и миру?»
Представь себе, НЕТ.

Кроме своего «хочу» есть и другие люди с такими же «хочу». И речь не идет о том, что нужно плясать под чью-то дудку, нужно просто уметь слышать людей, иногда на своё поведение обращать внимание, может оно не такое уж идеальное. Порой мы не видим бревно у себя в глазу, а соринку у другого видим, критикуем и не хотим понимать людей, обвиняем их, что они не так себя ведут с нами, не оказывают нам должного уважения. «Я не заслуживаю такой жизни!» — эта претензия, как ни прискорбно, довольно часто встречается. И проблема состоит в том, что всё свое внимание человек направляет вовне, где разворачивается целая драма, где есть виновники этой никчёмной жизни, и есть спасители, которые обязательно помогут. И главное, что они находятся.
Несчастный обязательно находит человека, который будет его жалеть, будет во всем поддерживать и помогать, тем самым ПРОДЛЕВАЯ его муки.
Да, именно продлевая. Потому что утопающий сразу цепляется за эту спасательную соломинку. Он выжимает человека, предложившего помощь, до последней капли, то разжалобив его историями о том, как жизнь его обижает, то шантажируя его фразой «а разве тебе жалко?». «Мы ведь друзья, а друзья должны помогать друг другу!» — и список таких манипуляционных приёмов может продолжаться до бесконечности.
Помогающий уже всецело принадлежит жертве: он не решает свои проблемы, а чужие, он не спит, не ест, думает о том, как же помочь бедняге, он жизнью своей не живет. А этот дальше горюет. «А что, разве ты мне помог? Я и не заметил, мне так плохо, что я не замечаю, мне всего мало». Все силы помощника идут на поддержку образа Жертвы, подкрепление её эгоизма, поднятие её боевого духа, настроения, самооценки. А тогда Жертве надо вылезать из этого состояния, если она получает все на шару? Нет, конечно. Ответственности нет, за тебя всё разжёвывают, всё приносят на блюдечке, а ты живёшь и жалеешь себя любимого.

С Жертвой-то всё понятно, а что из этого имеет Спасатель? Его же тоже что-то держит в этой драматической роли? Ещё и как держит! Речь идет о необходимости быть нужным хоть кому-нибудь. «Он же сам просит меня о помощи, вот так судьба – я ему (ей) нужен (нужна)!
Но это же абсурд! Да, именно так, но это работает.
Вот отдам последнюю рубашку, лишь бы кому-то стало теплее.

Добродетель имеет место быть, но не в этом искажённом случае гонения за спасением того, кто не хочет спасаться, а лишь пользуется этим нездоровым желанием быть нужным. Нездоровым, потому что реальная помощь результативна, она дает свои плоды, и тогда обе стороны остаются наполненными, радостными и благодарными друг другу. А здесь наливаешь как в кувшин без дна, а он не наполняется (если сделать маленькое отступление, в мифологии Данаиды за своё преступление были осуждены наполнять водой бездонную бочку, отсюда выражения «работа Данаид» — бесплодная, нескончаемая работа).

А что же прячется за таким бессмысленным стремлением быть нужным кому-то, пожертвовать собой?
И ответом будет чувство своей глубокой никчёмности. Это чувство как червь разъедает изнутри и толкает на абсурдные действия, потому что оно постоянно шепчет: «Ты никому не нужен», «Ты недостоин», «Тебя нельзя любить, тебя никто не полюбит никогда» и тому подобное. И тут тебе снова нашёптывают: «Но выход есть, вот помоги этому несчастному, и он тебе будет благодарен до самой смерти, он-то тебя оценит, он-то полюбит и поймёт, что ты не ничтожество». Да, конечно, бегу помогать, это же оно, это выход!
Ага, не тут-то было. Это не только не устраняет чувства никчёмности, а только усугубляет его. Действия при таком раскладе не совпадают с реальным положением дел.

Добродетель слишком себя выворачивает, слишком жертвует, слишком стремится помочь, любой ценой. И это «слишком» приносит больше вреда, чем пользы. Это, конечно же, маскируется и оправдывается внутри самыми «БЛАГИМИ» побуждениями и популярными лозунгами.

Если такой человек захочет помочь человеку, которому действительно нужна помощь, то последний его остановит и скажет: «Не надо собой жертвовать, мне надо, чтобы ты мне чуточку помог вот здесь, и всё, а больше не надо, лишнего не прошу и не буду пренебрегать твоей добротой».

А внутреннему червю, который паразитирует на огромной боли от никчёмности и бесполезности этого же мало! Как это столечко лишь надо ему? А мне же этого мало, я хочу полностью собой пожертвовать, так, чтобы даже сил не осталось заглянуть себе вовнутрь и почувствовать эту свою уже кровоточащую рану. Поэтом таким Спасателям с раной внутри всегда попадаются вечно голодные, ненасытные, просящие Жертвы.

Made on
Tilda