Эмоциональный интеллект в HR и не только

Если меня спросят: «Почему ты уволилась с предыдущего места работы?», честным ответом будет: «Из-за моего уязвленного самолюбия».

Работу в HR я нахожу в крайней степени сложной и настолько же интересной. Сейчас я вижу задачу такого специалиста в том, чтобы проработать себя настолько, чтобы люди не цепляли твои болячки, которые, чего уж скрывать, есть у каждого. Не закрыться и забетонироваться, не зачерстветь ни в коем случае! Речь идёт именно об отработке своих комплексов. Но даже когда ты худо-бедно проработал себя, остаётся огромный вопрос в том, как обходить те же маски, те же субличности других людей: коллег, клиентов.

Казалось бы, зачем обходить чужих кукол? Ну хочет дядя Вася играть роль дамы эпохи Ренессанса, ну и хай с ним, подыграю, подлижусь, заработаю плюсики к карме в его глазах. Но подвох здесь очень жирный. Пока дядя Вася играет, он сливает тонны энергии в свою игру. И неизбежно очень быстро он «проголодается» и начнёт «подъедать» других. Думаю, никого уже не удивлю, рассказывая про энергетический вампиризм. Это, по сути, закон сообщающихся сосудов. Если поотслеживать, вы и сами без особого труда увидите, что есть люди, рядом с которыми так и расцветаешь, бодришься, с кем идёт активный равноценный диалог. А есть те, кто сливает любую интересную тему, с кем разговор ощущается как вязкая жижа, рядом с кем так и хочется лечь и поспать, что является тревожным звоночком. От таких людей, кстати, сложно уйти без раздражения. Это тоже определённый сигнал психики, реакция на «паразита».
Ещё я поняла одну категорически важную лично для меня вещь. Правильно корректировать действия другого человека (в простонародье «ругать») — это целое искусство. Как донести до сотрудника серьёзность его оплошности, и при этом не подавить его желание работать вообще? Вопрос непростой. Ни у кого в своей сфере я пока не видела реализованного, воплощённого ответа. Вот и замыкается всё. Не ткнуть человеку в болячку, аккуратно обойти её, можно только тогда, когда видишь, что обходить. А видишь её у другого без домысливания тогда, когда нашёл и отработал аналогичную у себя.

Нам, людям, работающим с людьми, очень важно отслеживать и верно интерпретировать такие сигналы, которые наша психика по умолчанию ловит и посылает каждую секунду. Ничего нет важнее этого для HR менеджера, от которого косвенно зависит судьба компании и напрямую — трудоустройство конкретного кандидата. Но захламлённость мозга «важными делами» смещает акценты на бюрократию и бесконечный марафон хомячка в колесе.

Важные дела, ну вы поняли.

Мне довелось застать период работы HR компании, когда у менеджеров по персоналу не было минутки, чтобы спросить про самочувствие друг у друга, я уже не говорю про других сотрудников. Для меня это странно. Для меня HR — это про людей, про нивелирование стрессов коллег на рабочем месте, про снижение вероятности профессионального выгорания, про человечность, поддержку и тимбилдинг в лучших его проявлениях (warning! выпить винчика в офисе вечером — это НЕ тимбилдинг).

Я тут всю дорогу говорю об одной лишь вещи, на самом-то деле. Причина всех вышеперечисленных проблем — это всего одна субличность, самая тёмная часть каждого из нас. Олицетворение тех самых «демонов», которых кто-то призывает выпускать, чтобы снизить уровень напряжения, а кто-то советует держать при себе, потому что это совсем не то, чем стоит радовать ближних. И это всё про уязвленное самолюбие. Знали бы вы, на что способен униженный человек…

Она, эта субличность, проявляется не всегда явно. Где-то, например, ты просто считаешь свои оценочные суждения очень важными и игнорируешь, если они причиняют дискомфорт собеседнику. По сути это жесткосердие, но об этом тебе могут намекнуть только со стороны, самому за собой так просто это не увидеть. Но и тут всё не однозначно. Конечно, желаемой будет реакция осознания: «Да как же я мог такое тебе наговорить, вот дурак!». Но может проявиться и защитная агрессивная реакция, в худшем случае доходящая до рукоприкладства.

Много оценочных суждений
Я ещё раз хочу акцентировать внимание на замечаниях. Желание слегка проучить, «щёлкнуть по носу», поставить на место — это всё оно. Остроты ради острот, язвительные замечания ради красного словца — тоже. Это те маленькие зёрнышки, из которых может разрастись нечто не совсем социально адекватное. Лучше пропалывать сорняки, пока не стало поздно.

А пропалывать их можно двумя путями. Оба из них я затрагивала как противоположные, но почему бы не применять ситуативно каждый из них?

  • Итак, если уже накипело столько, что распирает, нужно выпустить агрессию. По технике безопасности есть единственное правило: мишенью не должно быть живое существо. А вот выплёскивать негатив на боксёрской груше будет очень хорошо.
  • Если же вам хватило осознанности поймать момент, когда вы только начали себя накручивать и раздражаться, стоит постараться переключить внимание на позитив. Почитайте добрые посты, поскролльте котиков в ленте.
Самое важное: тренируйте внутреннюю дисциплину, развивайте привычку решать даже самые сложные задачи конструктивно, без эмоциональных перегибов.

Хороший руководитель — громкий руководитель (нет)
У кого из нас не было на карьерном пути босса, который не слышал про развитый эмоциональный интеллект? А кто подводил статистику, сколько людей из-за такого босса покинули компанию?

Может, вы уже догадались, к чему я клоню. Работа с собой напрямую связана с развитием EQ. А ещё мы знаем, что

«IQ – это то, за что тебя нанимают на работу, а EQ – это то, за что продвигают».

Почти каждый из нас является чьим-то сотрудником. Многие хотели бы получить руководящую должность. Единицы до неё доходят. И лишь сотые части процента становятся действительно справедливыми и уважаемыми в коллективе руководителями. Думаю, пора начинать работать на качество производимого продукта, а для для этого неизбежно потребуется работать над собой.

Made on
Tilda