Что такое саморазвитие?
Данную статью я решил скомпоновать из 3-х опубликованных ранее, которые были посвящены разным аспектам темы саморазвития.
Часть 1
Сегодня мы коснёмся такой довольно сложной, но от этого не менее привлекательной и интересной темы, как саморазвитие.

Уже много написано статей и книг на эту тему, и вы, скорее всего, со многими из них уже знакомы. В этой статье вы познакомитесь с моим авторским подходом, который базируется на 13-летнем опыте работы в данной теме, десятках пройденных курсов, сотнях проведённых занятий и встреч, а также тысячах часов самостоятельных практик.
Мой подход называется НЕГЭНТОПИЯ.

Это термин из квантовой физики, введённый Шрёдингером (это тот, который с котом эксперименты ставил) и обозначающий степень упорядоченности.
Чем выше негэнтропия — тем больше порядка, а в случае с человеком — больше целостности, больше осознанности и гармоничности. Соответственно, меньше всего того, что создаёт хаос в психическом пространстве.
Фрактальные структуры
Когда мы являемся ещё детьми, то мы открыты к миру и познаём его во всём его многообразии очень быстро и с большим интересом. Так детская непосредственность и открытость являются очень ценными для развития качествами, теряя которые с годами, мы становимся закрытыми, ограждаемся от мира и прячемся в своём бункере.
Такое поведение несёт нам массу неприятностей и самая большая из них — это потеря связи с миром и невозможность получать из него подпитку.
Эмоции уже наигранные, ничего реально уже не удивляет, всё серое и однообразное и тому подобное.
Всё это является симптомами той поломки в системе, которая произошла.
И наша задача — открыть бункер, выйти наружу, и почувствовать снова вкус жизни, непосредственности и радости, которые были у нас в детстве.
Открытость, непосредственность, интерес к миру.
Какие этапы необходимо пройти для того, чтобы решить поставленную задачу по выходу в первоначальное состояние и выходу из бункера?
1. Необходимо загрузить правильную информацию в голову.Без этого фундаментообразующего действия каждый будет опираться на некие свои представления, сформированные школой, средой, СМИ и личным опытом. Представления зачастую очень узкие и не относящиеся к тому, как себя развивать. Базовый набор знаний возможно освоить менее, чем за 1 месяц.

2. Необходимо сформировать правильную модель обучения, которая позволит человеку развиваться самостоятельно, используя данную модель в жизни.
Формирование модели является важнейшим элементом, даже более важным чем сами знания, т.к. если в этом месте будет допущена ошибка, человек пройдёт просто мимо необходимой информации.
Данный пункт, по сути, является шагом формирования правил работы над собой.

3. Необходима практика для получения непосредственного опыта с использованием п.1 и п.2. Без этого пункта есть большая опасность застрять на уровне ментального теоретика, который всё знает, но ничего не умеет.
Это как теоретики камасутры и мастера кунг-фу, которые учились по книгам. Практика должна выполняться как самостоятельно, так и в группе. Группа нужна для получения обратной связи и объективизации. Без этого есть опасность просто свернуть не туда и перепутать эффекты.
4. На этом уровне как раз начинается использование наработанного на 3-ем уровне инструментария. Происходит выискивание страхов, фобий, различных обид, обнаружение скоплений негативного опыта и прочего мусора, который не позволяет нам быть открытыми.
А далее идёт их проработка и полная ликвидация из сознания и подсознания. Проблема решается на корню, раз и навсегда. Больше она не возвращается.
В принципе, всё очень просто. Стоит только приложить немного усилий, и вы откроете для себя огромнейший мир непознанного внутри самих себя.
Это путешествие Элли в страну чудес, где ты не знаешь, что ждёт тебя за следующим поворотом, но интерес всё же сильнее страха остаться на том же месте.

И, как я люблю частенько повторять для всех, кто встал на путь саморазвития: «Чем дальше, тем всё чудесатее и чудесатее».

Часть 2
К пониманию данной темы я пришёл только через 11 лет практик, и то абсолютно случайно. Просто занимался сам, вёл группы на тему психотехнологий саморазвития и в какой-то момент докопался до сути.

И могу с ответственностью заявить, что ни сиддхи, ни биоэнергетика, ни экстрасенсорика, ни магия или эзотерика даже близко не об этом.
Настоящее саморазвитие связанно с Душой – а душа, это тема из совсем другой плоскости. Я обычно обучающимся у меня людям объясняю так.

Есть 5 уровней практики:

1 — абстрактное теоретизирование (читаю книги и всё понимаю).

2 — интеллектуальная практика (читаю, считаю, рисую схемы, объясняю научно и не только). На этом уровне можно осваивать различные психологические концепции, подходы и теории. Их могут быть миллионы, они могут друг друга дополнять, могут противоречить, но поле такого интеллектуального времяпрепровождения настолько широкое, что хватит на всю жизнь.

3 — работа с телом и эмпирическая наука (это и спорт как таковой, и йога, и тай-цзы. Тут либо сел на шпагат, либо нет. Возможности заболтать и запудрить мозги нет).
На 3-ем уровне всё довольно легко проверяется
Так же и с результатами экспериментов. Они повторяемы, проверяемы и прозрачны. Поэтому эти данные можно не принимать, но от этого ничего не поменяется.
Картография работы мозга в разных ситуация, психологические эксперименты над людьми (типа Гарвардского), уровень сахара в крови, нервная проводимость (в м/с) и т.д.
4 — психоэнергетические практики. Это и медитации, и холотропное дыхание, и биоэнергетика, и ритуалы, и намерение, и смещение точки сборки, и открытие чакр, и поднятие кундалини, шаманские практики и куча всякого разного.
Мистические переживания, возникающие как следствие приёма сильнодействующих галлюциногенов, также можно отнести к этому уровню. Различные практики просветления здесь же, только немного выше по слою.
Качества Душа — это мягкость, доброта, радость, любовь и т.д.
5 — духовные практики. Они начинаются ТОЛЬКО тогда, когда начинается работа с душой.
Если работа идёт не с душой (а её сначала надо почувствовать и открыть), а с чем-то другим, то это не духовные практики. Вот так всё просто.
11 лет я шёл по уровням 2,3,4. На 4-ом очень много чего прошёл и достиг (прокачка сознания в различных вариантах), но по сравнению с 5-ым это всё совсем не туда, куда реально надо для серьёзного и глубокого саморазвития.
Часть 3
Саморазвитие — это постоянный рост, это постоянное изменение и становлении всё лучше и лучше с каждым днём.

Как ты можешь определить, что ты стал лучше? Всё очень просто. Раньше ты не видел чего-то, а теперь ты это видишь.
Раньше ты не понимал некие закономерности жизни и некоторые проявления, а теперь понимаешь. Раньше ты был уверен в чём-то, но потом, пройдя некий путь и получив опыт, ты убедился, что твои взгляды были не верны, и ты их скорректировал. Это и есть развитие.

Меня всегда удивляли люди, которые воспринимают изменение и естественный ход жизни как нечто ужасное, плохое и страшное.

Люди, которые цепляются за свои объяснения всего и вся самым простым способом, только чтобы не думать в новую сторону, чтобы не смотреть туда, где могут быть ответы на самые важные вопросы. Но нет, они туда не смотрят, потому что то, что они могут там увидеть, их «убьёт». Это разрушит их привычную картину мира, и их мир рухнет, поэтому они поступают очень просто — они врут. Они врут себе, они врут окружающим, они врут, врут и снова врут.

Их можно понять, т.к. работа над собой — это очень сложный, трудоёмкий процесс, где нет места халяве, здесь нужно впахивать, причём постоянно.
Если вы не будете следить за своим огородиком, то он очень быстро зарастёт сорняками. Огородик ваш и ответственность ваша, за вас никто его полоть не будет. И что же я вижу довольно часто? Именно: заросшие сорняками огородики. Бурным цветом растёт всё это разнообразие сорняков, а те, кто не утруждают себя работой над своим огородиком, просто называют это модой, или своим уникальным подходом к озеленению, или ещё чем-то красивым.
А факт остаётся фактом — огородик не приносит пользы, он зарос и продолжает зарастать без ухода и присмотра со стороны хозяина.
Без хозяина и присмотра всё начинает разваливаться.
Если хозяину некогда, если влом, если в другой раз, то не стоит тогда и удивляться, что через какое-то очень малое время вы начнёте умирать с голоду. Голод — штука такая, можно его игнорировать, но долго не получится.

1 стадия голода — это переход на питание сорняками.
Стадия довольно дикая, т.к. после окончания съедобных сорняков на своём огороде человек начинает заглядываться на чужой.
2 стадия — это стадия для нахлебников. Они не едят сорняков, они постоянно лазят по чужим огородам и тырят там продукты. Таких довольно много.
3 стадия — это поедание себя. Когда другие не дают, у себя всё съедобное съедено, остаётся начать есть себя. Стадия называется самоедство, и это уже финал.

Вывод: никогда не поздно начать работать над собой, никогда не поздно озаботиться своим огородиком и, если уж на то пошло, не поздно и начать задавать себе правильные вопросы. Кто ты? Зачем ты здесь? Что ты можешь дать другим? И хороший ли ты вообще человек?

1 декабря 2018г.
Автор: Александр Попов (когнитивный психолог)
Центр когнитивной психологии. Проект «Негэнтропия»
https://www.facebook.com/negentropypro
https://vk.com/negentropy
https://www.youtube.com/c/negentropy
https://t.me/negentropy
https://ok.ru/negentropy
https://www.instagram.com/popov_ng
https://twitter.com/popov_ng
https://zen.yandex.ru/id/5c7ad532ef8aae00b5afd2be
Made on
Tilda