Казнить, нельзя помиловать?

Часто во взаимодействии с людьми мы не можем контролировать свой гнев, который лезет наружу, как раскалённая вулканическая лава. Мы становимся нетерпимыми к чужим недостаткам, к чужому мнению.
В этой статье речь пойдёт о том, насколько мы легко позволяем себе осуждать других людей, наказывать их за видимые и невидимые проступки, а, вместе с тем, насколько слепо и небрежно мы относимся к своим недостаткам, закрывая глаза на неадекватность наших реакций по отношению к другим людям.

Каковы же основные причины неадекватной агрессивной реакции? И всегда ли человек, к которому направлен гнев, заслуживает того «наказания», какое мы для него определили?

Меня в своё время начал интересовать этот вопрос, так как у меня достаточно гневливый характер. С поводом или без я могла вспылить и в этом не контролируемом порыве «наломать дров», а последствия приходилось расхлёбывать долго и нудно. Я начала себя спрашивать: а что вызывает во мне этот гнев? Недостатки людей? То, что получается не по-моему? То, что человек неидеален? Несправедливость? Хамство? Безответственность? О да, весь этот букет вместе! Ну а что же дальше, это ведь не решает проблемы?

Казалось бы, достаточно узнать причины раздражения, и тогда можно просто себя удерживать от этого.

Лирическое отступление: надеюсь, мало кто находит в состоянии злобы, гнева и агрессии что-то приятное? Хотя, чем чёрт не шутит, для меня такая встряска казалась порой очень необходимым, жизненно важным (!) наркотическим допингом. И этот допинг можно благородно назвать «праведный гнев», который выращивает судью-карателя, правомощного вершить суд над другими, раздавать наказания и приводить их в исполнение.

Психологи, эзотерики предлагают специальные техники выхода из такого деструктивного состояния. Это и «посчитай до 10», и дыхательные практики, и побегай-попрыгай, и практика с точки зрения «кто я? что меня зацепило?»

В итоге, они, как таблетки, имеют кратковременное действие…
…и каждый раз триггерами, запускающими эту желчь, становятся всё более и более абсурдные моменты.
Это происходит потому, что реально возникающее раздражение мы начинаем глушить либо через уход в далёкие параллельные реальности, где этого всего нет, либо отождествляя себя с чем-то возвышенным, кого эта «грязь мирская» не трогает (тем самым накачиваем себе ложный образ, который рано или поздно разобьётся как стеклянный шар о камни суровых будней), или же, третий вариант, мы начинаем себя винить в произошедшем, тем самым направляя эту агрессию на самого себя, становясь самобичевателем (ведь когда себя гнетёшь, тогда уже не до гнева на других, правда?).

Тогда возникает вопрос: может лучше вытащить сам корень этого всего нажитого добра из себя? Докопаться до сути проблемы, вытащить её на поверхность и с ней работать?

Есть 2 основные причины ухода в состояние гневливого «карателя», который раздает всем направо и налево «праведный гнев»:

  1. Чувство вины, которое переносится на других. Кто виноват во всех бедах? Они, гады, все вокруг, весь этот мир вокруг! Ну а если кто-то попадается под горячую руку, то вся вина концентрированно направляется на этого бедолагу. Он становится причиной всех твоих бед и несчастий. Из этого состояния кажется, что вот достаточно наказать этого виновника, направить его на путь истинный и всё, мир станет лучше. Не тут-то было! Процесс сей бесконечный, виновников ты начинаешь отыскивать конвеером: не один, так другой, лишь бы кто-то был виноват, лишь бы кого-то наказать. Актёры и декорации меняются, а сценарий — нет.
2. Уязвлённое самолюбие, когда тебя «попустили», как попросту говорят, и ты начинаешь самоутверждается за счет унижения других. «Раз я плохой, я покажу, что вокруг меня люди ещё хуже», — это главный девиз из такой позиции. Проявление Карателя, это, конечно, лишь один, и, стоит отметить, самый активный вариант защиты уязвленного самолюбия (есть и более пассивные варианты). Тем не менее, важно понять, что причиной разрастающегося гнева является чувство оскорблённого самолюбия.
Вот и выяснили 2 ноги, на которых основательно стоит так называемый праведный гнев. Как же работать с этим?

В первом случае, когда причина в перекидывании вины на других, важно:

— выпустить эту боль, через физ. нагрузки легче всего (и это только первый шаг), также можно через слёзы, но важно не направлять агрессию на человека;

— трезво разобрать ситуацию, понять, что вины нет, а есть лишь наше искажение ситуации. Увидеть, где произошло это искажение, в каком моменте мы начали винить мир, почему такой механизм закрепился в психике, разобрать, какие «дивиденды» нам приносит этот механизм обвинения, и очень важно увидеть его минусы (когда вычисляешь минусы этой штуки, легче от неё избавиться из-за её ущербности);

— а дальше уже можно принимать адекватное конструктивное решение насчёт дальнейшего поведения в возникшей ситуации (исходя из своих ценностей, целесообразности и последствий такого решения).

Второй случай рано или поздно заставит задуматься над тем, кого же унизили на самом деле, кто чувствует себя униженным (я ли?). Дальше, стоит отсеивать от себя мысли о своей избранности под солнцем и привилегированном статусе. И конечно же воспитывать в себе смирение и уважение к другим людям. Как говорят, отнесись к другим так, как хочешь, чтобы отнеслись к тебе.

Давайте возьмём пример. Подружка сказала, что уезжает на море с другими подругами, а мне, своей лучшей подруге (!), она не предложила поехать. Возникает реакция гнева, я начинаю ей напоминать все её проступки, высказываю накипевшее за все годы, и в итоге дружба разрушена.

Если причина исходит из обвинения других, значит, внутри есть страх остаться одинокой, никому не нужной (даже лучшей подруге), и срабатывает защита в виде гнева (если ты такая сволочь и не ценишь меня как свою подругу, значит, ты мне такая не нужна, вот и катись себе).

Если причина в самолюбии, тогда ты начинаешь себя накручивать: да как она посмела со МНОЙ так поступить? Я же главный человек в её жизни, всё вокруг меня крутится, а она взяла и проигнорировала мою персону.

Улавливаете разницу?

Как можно провести рефлексию в таких проявлениях:

Первый случай: вместо того, чтобы вываливать на подругу тонны обвинительного мусора, можно просто уйти от разговора с ней, побегать, поплавать, пойти в тренажёрный зал (будет и для здоровья полезно). После физической нагрузки можно уже в более спокойном состоянии сесть и разобрать: а действительно ли подруга хотела меня оставить в стороне? Может, там есть обстоятельства, о которых я не знаю? Лучше собрать побольше реальных фактов и от других людей, тогда сложится более полная картинка. Если уже пазлы картинки собраны воедино, можно принять решение о дальнейшей поддержке отношений с подругой или о разрыве (но этот разрыв ни в коем случае не должен идти из гнева). Можно сказать: а какая разница, в итоге и так и так отношения с подругой могут быть разорваны. Поверьте, это очень важно, потому что гнев приводит к сожалениям, а здравое решение основывается на прочном фундаменте.

Второй случай: если я самостоятельный человек, почему моя подруга не может себя посчитать такой же, и почему она должна была именно меня пригласить? Почему я себя ставлю выше других, у меня какие-то особые заслуги, корона на голове и всё такое? Кого уязвили в таком случае? Меня, ту что считает себя внутри царицей? А зачем мне этот образ царицы, если он в итоге приводит к тому, что люди от меня начинают разбегаться в стороны, не выдерживая тяжести царского пафоса и самодурства самовозвеличивания? У меня же особый статус, я требую к себе больше уважения! Знакомо?

Это, конечно, риторические вопросы. Но их необходимо задать. Важно понять: а стоит ли игра свеч?

Это описание всего лишь одного из нескольких базовых сценариев того, как мы сами себя обманываем: как мы строим вокруг воздушные замки, изолируясь от близких людей, занимаясь театром одного актёра, где ты и сценарист, и режиссёр, и сам актёр, и даже зритель. Тогда, когда жить в мире с самим собой и с другими людьми намного приятнее и радостнее, хоть это и нелегко даётся...
Made on
Tilda